ООО "Юрист Плюс"
 
     
Регистрация ИП, ООО. Внесение изменений  
Ликвидация,
банкротство предприятий
 
Вступление в СРО  
АВТОЮРИСТ  
Лицензии  
Суды, арбитраж  
Сдача отчётности  
Разработка договоров  
Комплексное обслуживание  
Выездные документы (ВИЗЫ)  
Интеллектуальная собственность  
Суд экспертиза  
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Суд экспертиза

Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ

 

31 мая 2001 года N 73-ФЗ

  

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Принят

Государственной Думой

5 апреля 2001 года

 

Одобрен

Советом Федерации

16 мая 2001 года

 

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ,

от 05.02.2007 N 10-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ,

от 28.06.2009 N 124-ФЗ)

 Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее - государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 1. Государственная судебно-экспертная деятельность

 Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также - эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

 Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности

 Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

 Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности

 Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о здравоохранении, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 05.02.2007 N 10-ФЗ)

 Статья 4. Принципы государственной судебно-экспертной деятельности

 Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

 Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

 Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности.

Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

 Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

 Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Судебно-экспертные исследования (далее - исследования), требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судебно-экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Статья 7. Независимость эксперта

 При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Статья 8. Объективность, всесторонность и полнота исследований

 Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

 Статья 9. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

медицинский стационар - государственное медицинское учреждение, а равно его отделение, которые предназначены для круглосуточного содержания пациентов;

психиатрический стационар - государственное психиатрическое учреждение, а равно психиатрическое отделение государственного медицинского учреждения, которые предназначены для круглосуточного содержания пациентов, - разновидность медицинского стационара;

судебно-психиатрический экспертный стационар - психиатрический стационар, специально предназначенный для производства судебно-психиатрической экспертизы;

руководитель государственного судебно-экспертного учреждения (далее также - руководитель) - директор или начальник (заведующий) государственного судебно-экспертного учреждения либо приравненного к нему специализированного подразделения, осуществляющий функцию руководства при организации и производстве судебной экспертизы в соответствующем учреждении или подразделении;

судопроизводство - регулируемая процессуальным законодательством Российской Федерации деятельность суда или судьи в ходе судебного разбирательства гражданских, административных и уголовных дел, а также деятельность органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора при возбуждении уголовного дела, проведении дознания и предварительного следствия;

судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

заключение эксперта - письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом;

образцы для сравнительного исследования - объекты, отображающие свойства или особенности человека, животного, трупа, предмета, материала или вещества, а также другие образцы, необходимые эксперту для проведения исследований и дачи заключения;

повреждение объекта исследования - изменение свойств и состояния объекта в результате применения физических, химических, биологических методов при проведении исследований.

 Статья 10. Объекты исследований

 Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.

Исследования проводятся также в отношении живых лиц (далее также - лицо).

При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.

Повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику государственным судебно-экспертным учреждением или экспертом.

В случае, если транспортировка объекта исследований в государственное судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

 Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

 Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Организация и производство судебной экспертизы в медицинских учреждениях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. В указанных учреждениях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.

Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой Материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

 Статья 12. Государственный судебный эксперт

 Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

 Статья 13. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту

 Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование.

Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.

 Глава II. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭКСПЕРТА

ГОСУДАРСТВЕННОГО СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

  Статья 14. Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения

 Руководитель обязан:

по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;

разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;

по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2009 N 124-ФЗ)

по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;

не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:

наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;

соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;

сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Руководитель не вправе:

истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;

самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;

давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

 Статья 15. Права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения

 Руководитель вправе:

возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой Материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;

ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;

организовывать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы;

передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет;

требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с:

1) компенсацией за хранение транспортной организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данным учреждением;

2) транспортировкой объектов после их исследования, за исключением почтовых расходов;

3) хранением объектов исследований в государственном судебно-экспертном учреждении после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

4) ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данное учреждение объектов повышенной опасности, если орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, не сообщили руководителю об известных им специальных правилах обращения с указанными объектами или они были ненадлежаще упакованы.

 Статья 16. Обязанности эксперта

 Эксперт обязан:

принять к производству порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу;

провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;

составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;

не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.

Эксперт не вправе:

принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения;

осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;

вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;

самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;

сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших;

уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.

Эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от производства порученной им судебной экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с производством судебной экспертизы, осуществить оплату назначенной экспертизы до ее проведения.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 28.06.2009 N 124-ФЗ)

 Статья 17. Права эксперта

 Эксперт вправе:

ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;

делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;

обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.

Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.

 Статья 18. Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы

  Государственному судебно-экспертному учреждению не может быть поручено производство судебной экспертизы, а в случаях, когда указанное производство начато, оно немедленно прекращается, если установлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения.

Эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.

В производстве судебной экспертизы в отношении живого лица не может участвовать врач, который до ее назначения оказывал указанному лицу медицинскую помощь. Указанное ограничение действует также при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, осуществляемой без непосредственного обследования лица.

 Глава III. ПРОИЗВОДСТВО СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

В ГОСУДАРСТВЕННОМ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

  Статья 19. Основания производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении

 Основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, представляют объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.

Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, получают образцы для сравнительного исследования и приобщают их к делу в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации. В необходимых случаях получение образцов осуществляется с участием эксперта, которому поручено производство судебной экспертизы, или специалиста.

В случае, если получение образцов является частью исследований и осуществляется экспертом с использованием представленных на судебную экспертизу объектов, после завершения судебной экспертизы образцы направляются в орган или лицу, которые ее назначили, либо определенное время хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении.

Особенности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении в отношении живых лиц определяются главой IV настоящего Федерального закона.

 Статья 20. Производство дополнительной и повторной судебных экспертиз в государственном судебно-экспертном учреждении

 Производство дополнительной судебной экспертизы, назначенной в случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения, поручается тому же или другому эксперту.

Производство повторной судебной экспертизы, назначенной в связи с возникшими у суда, судьи, лица, производящего дознание, следователя сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения по тем же вопросам, поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

 Статья 21. Производство комиссионной судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении

 Комиссионная судебная экспертиза производится несколькими, но не менее чем двумя экспертами одной или разных специальностей.

Комиссионный характер судебной экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившими, либо руководителем государственного судебно-экспертного учреждения.

Организация и производство комиссионной судебной экспертизы возлагаются на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения либо на руководителей нескольких государственных судебно-экспертных учреждений.

Комиссия экспертов согласует цели, последовательность и объем предстоящих исследований, исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов.

В составе комиссии экспертов, которой поручено производство судебной экспертизы, каждый эксперт независимо и самостоятельно проводит исследования, оценивает результаты, полученные им лично и другими экспертами, и формулирует выводы по поставленным вопросам в пределах своих специальных знаний. Один из экспертов указанной комиссии может выполнять роль эксперта-организатора; его процессуальные функции не отличаются от функций остальных экспертов.

 Статья 22. Комиссия экспертов одной специальности

 При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме и они совместно анализируют полученные результаты.

Придя к общему мнению, эксперты составляют и подписывают совместное заключение или сообщение о невозможности дачи заключения. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение.

 Статья 23. Комиссия экспертов разных специальностей

  При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами разных специальностей (далее - комплексная экспертиза) каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.

Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода. Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это должно быть указано в заключении. В случае возникновения разногласий между экспертами результаты исследований оформляются в соответствии с частью второй статьи 22 настоящего Федерального закона.

 Статья 24. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении

 При производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации.

Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы.

При составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается.

В случае, если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, мешает эксперту, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.

Особенности присутствия участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц определяются главой IV настоящего Федерального закона.

 Статья 25. Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание

 На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения.

В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:

время и место производства судебной экспертизы;

основания производства судебной экспертизы;

сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;

сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;

предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;

объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;

сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;

содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;

оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.

 Глава IV. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ В ОТНОШЕНИИ ЖИВЫХ ЛИЦ

  Статья 26. Производство судебной экспертизы в отношении живых лиц

 Судебная экспертиза в отношении живых лиц производится в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.

 Статья 27. Условия и место производства судебной экспертизы в отношении живых лиц

  Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в медицинском или ином учреждении, а также в другом месте, где имеются условия, необходимые для проведения соответствующих исследований и обеспечения прав и законных интересов лица, в отношении которого проводятся исследования.

В случае возникновения при производстве судебной экспертизы необходимости стационарного обследования лица оно может быть помещено в медицинский стационар в порядке, предусмотренном статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Доставка в медицинское или иное учреждение лица, направленного на судебную экспертизу, обеспечивается органом или лицом, назначившими судебную экспертизу.

 Статья 28. Добровольность и принудительность при производстве судебной экспертизы

 Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в добровольном или принудительном порядке.

В случае, если судебная экспертиза производится в добровольном порядке, в государственное судебно-экспертное учреждение должно быть представлено письменное согласие лица подвергнуться судебной экспертизе.

Если лицо, в отношении которого назначена судебная экспертиза, не достигло возраста 16 лет или признано судом недееспособным, письменное согласие на производство судебной экспертизы дается законным представителем этого лица.

Круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу в принудительном порядке, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации. В случае, если в процессуальном законодательстве Российской Федерации не содержится прямого указания на возможность принудительного направления лица на судебную экспертизу, государственное судебно-экспертное учреждение не вправе производить судебную экспертизу в отношении этого лица в принудительном порядке.

 Статья 29. Основания и порядок помещения лица в медицинский стационар

 В случае возникновения при назначении или производстве судебно-медицинской либо судебно-психиатрической экспертизы необходимости стационарного обследования лица оно помещается в соответствующий медицинский стационар на основании постановления или определения о назначении судебной экспертизы. Порядок помещения лица в медицинский стационар определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.

Лица, содержащиеся под стражей, помещаются для производства судебной экспертизы в медицинские стационары, специально приспособленные для содержания в них указанных лиц.

Для производства судебно-психиатрической экспертизы лицо помещается в психиатрический стационар или судебно-психиатрический экспертный стационар только на основании определения суда или постановления судьи. Судебно-психиатрические экспертные стационары могут быть предназначены для помещения в них лиц, не содержащихся под стражей, или для помещения в них лиц, содержащихся под стражей.

Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу и поместившие лицо в медицинский стационар в принудительном порядке, обязаны в течение 24 часов известить об этом кого-либо из членов его семьи, родственников или иных лиц по его указанию, а при отсутствии таковых сообщить в орган внутренних дел по месту жительства указанного лица.

 Статья 30. Сроки пребывания лица в медицинском стационаре

 Лицо может быть помещено в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на срок до 30 дней.

В случае необходимости по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов срок пребывания лица в медицинском стационаре может быть продлен постановлением судьи районного суда по месту нахождения указанного стационара еще на 30 дней.

Ходатайство эксперта или комиссии экспертов о продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре должно быть представлено в районный суд по месту нахождения указанного стационара не позднее чем за три дня до истечения 30-дневного срока.

Судья выносит постановление и уведомляет о нем эксперта или комиссию экспертов в течение трех дней со дня получения ходатайства.

В случае отказа судьи в продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре оно должно быть выписано из него.

Руководитель медицинского стационара извещает о заявленном ходатайстве и вынесенном судьей постановлении лицо, находящееся в указанном стационаре, а также орган или лицо, назначившие судебную экспертизу.

В исключительных случаях в том же порядке возможно повторное продление срока пребывания лица в медицинском стационаре. При этом общий срок пребывания лица в указанном стационаре при производстве одной судебной экспертизы не может превышать 90 дней.

Нарушение сроков пребывания лица в медицинском стационаре, установленных настоящей статьей, может быть обжаловано лицом, его защитником, законным представителем или иными представителями, допущенными к участию в деле, а также руководителем медицинского стационара в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Нарушение сроков пребывания лица в медицинском стационаре может быть обжаловано также непосредственно в суд по месту нахождения указанного стационара.

 Статья 31. Гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза

 При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц запрещаются:

ограничение прав, обман, применение насилия, угроз и иных незаконных мер в целях получения сведений от лица, в отношении которого производится судебная экспертиза;

испытание новых лекарственных средств, методов диагностики, профилактики и лечения болезней, а также проведение биомедицинских экспериментальных исследований с использованием в качестве объекта лица, в отношении которого производится судебная экспертиза.

Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, вправе давать эксперту объяснения, относящиеся к предмету данной судебной экспертизы.

Эксперт не может быть допрошен по поводу получения им от лица, в отношении которого он проводил судебную экспертизу, сведений, не относящихся к предмету данной судебной экспертизы.

Свидания лица, помещенного в медицинский стационар, с его защитником, законным представителем или иными представителями, допущенными к участию в деле, организуются в условиях, исключающих возможность получения информации третьими лицами.

Медицинская помощь лицу, в отношении которого производится судебная экспертиза, может оказываться только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Лицу, помещенному в медицинский стационар, должна быть предоставлена реальная возможность подачи жалоб, заявлений и ходатайств. Жалобы, поданные в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются адресату.

Лица, не содержащиеся под стражей, имеют право на возмещение расходов, связанных с производством судебной экспертизы, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

 Статья 32. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, не содержащихся под стражей, в психиатрических стационарах

 Судебно-психиатрическая экспертиза в отношении лиц, не содержащихся под стражей, производится как в судебно-психиатрических экспертных стационарах, так и в иных психиатрических стационарах. Помещение в указанные стационары лиц, содержащихся под стражей, не допускается. Помещение лиц, не содержащихся под стражей, в иные психиатрические стационары не должно существенно затруднять производство судебной экспертизы.

Лица, не содержащиеся под стражей, в период производства судебно-психиатрической экспертизы пользуются правами пациентов психиатрических стационаров, установленными законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

В случае совершения лицом, не содержащимся под стражей, не страдающим тяжелым психическим расстройством, действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих или дезорганизующих работу психиатрического стационара, администрация данного стационара сообщает об этом в орган внутренних дел, который должен принять к нарушителю меры, направленные на пресечение указанных действий. В случае, если подобные действия совершены лицом, в отношении которого судебно-психиатрическая экспертиза производится в добровольном порядке, оно может быть выписано из психиатрического стационара, о чем администрация данного стационара в письменной форме извещает орган или лицо, назначившие указанную экспертизу.

 Статья 33. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, содержащихся под стражей, в психиатрических стационарах

 Судебно-психиатрическая экспертиза в отношении лиц, содержащихся под стражей, производится в судебно-психиатрических экспертных стационарах, предназначенных для помещения в них указанных лиц. Обеспечение безопасности и охрана указанных стационаров осуществляются органами, на которые возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.

На лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрические экспертные стационары, распространяются нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". При этом нормы, предусматривающие применение к указанным лицам мер взыскания и их материальную ответственность, не распространяются на лиц с явными признаками тяжелых психических расстройств.

(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 10-ФЗ)

Порядок взаимодействия лиц, обеспечивающих безопасность и осуществляющих охрану судебно-психиатрических экспертных стационаров, с медицинскими работниками указанных стационаров определяется совместно Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, на который возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.

(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 10-ФЗ)

 Статья 34. Обеспечение лиц, помещенных в судебно-психиатрические экспертные стационары

 Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, помещенных в судебно-психиатрические экспертные стационары, осуществляется по нормам и правилам, установленным для психиатрических стационаров законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

 Статья 35. Ограничения в применении методов исследований при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц

 При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц запрещается применять методы исследований, сопряженные с сильными болевыми ощущениями или способные отрицательно повлиять на здоровье лица, методы оперативного вмешательства, а также методы, запрещенные к применению в практике здравоохранения законодательством Российской Федерации. Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, должно быть информировано в доступной для него форме о методах исследований, применяемых в отношении его, включая альтернативные, возможных болевых ощущениях и побочных явлениях. Указанная информация предоставляется также заявившему соответствующее ходатайство законному представителю лица, в отношении которого производится судебная экспертиза.

У лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза, в медицинском учреждении берутся образцы, необходимые для проведения исследований, о чем указывается в заключении эксперта. Образцы получает врач или иной специалист в присутствии двух медицинских работников данного медицинского учреждения. Принудительное получение образцов у лиц, направленных на судебную экспертизу в добровольном порядке, не допускается.

 Статья 36. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц

 При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации. Присутствие иных участников процесса допускается с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, и лица, в отношении которого производится судебная экспертиза, либо его законного представителя.

При проведении исследований, сопровождающихся обнажением лица, в отношении которого производится судебная экспертиза, могут присутствовать только лица того же пола. Указанное ограничение не распространяется на врачей и других медицинских работников, участвующих в проведении указанных исследований.

 Глава V. ФИНАНСОВОЕ, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ, НАУЧНО -

МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

  Статья 37. Финансирование судебно-экспертной деятельности

 Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений федеральных органов исполнительной власти, в том числе экспертных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, финансируется за счет средств федерального бюджета.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях. Порядок расходования указанных средств определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

 Статья 38. Организационное и научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности

 Организационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Научно-методическое обеспечение производства судебных экспертиз, а также профессиональная подготовка и повышение квалификации государственных судебных экспертов возлагаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти на судебно-экспертные учреждения из числа указанных в частях первой и второй статьи 11 настоящего Федерального закона.

 Статья 39. Информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений

 Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности обязаны безвозмездно предоставлять по запросам руководителей государственных судебно-экспертных учреждений образцы или каталоги своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства судебной экспертизы. При этом государственные судебно-экспертные учреждения обеспечивают неразглашение полученных сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Государственное судебно-экспертное учреждение вправе ходатайствовать перед судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем о получении по окончании производства по делам предметов, являвшихся вещественными доказательствами, для использования в экспертной, научной и учебно-методической деятельности.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

 Статья 40. Охрана государственных судебно-экспертных учреждений

 Охрана государственных судебно-экспертных учреждений обеспечивается их руководителями и финансируется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  Статья 41. Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами

 В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.

 Статья 42. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

 Поручить Правительству Российской Федерации обеспечить приведение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 Статья 43. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части третьей статьи 29, которая вступает в силу после приведения Уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации.

 Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

31 мая 2001 года

N 73-ФЗ



 

ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ -> Cтроительно-техническая

Суть строительно–технической экспертизы может быть определена как исследование строительных объектов, исследование территории, функционально связанных с ними, исследование иных объектов недвижимости, включая их оценку. В СЗ РЦСЭ судебные строительно – технические экспертизы выполняются по постановлениям следственных органов, по определению федеральных арбитражных судов и федеральных судов общей юрисдикции.

Назовем некоторые объекты, исследование которых входит в компетенцию судебного эксперта – строителя. Прежде всего это сами объекты недвижимости: земельные участки, возведенные на них крупные сооружения, отдельные здания, строения, жилые дома и квартиры, мелкие постройки (гаражи и пр.). Это и составные части строений: строительные материалы (камень, песок, бетон, кирпич, цемент, дерево, стекло, полимерные материалы….), строительные конструкции, их элементы и детали, отдельные изделия (например, несущие конструкции здания, крыша и ее кровля; санитарно – техническое оборудование, трубопроводы, стеклопакеты и многое другое). Очень часто объектом исследования становится выполнение ремонтно – строительные работы (работы по проектированию, собственно строительство, работы по реконструкции объекта, его капитальному или текущему ремонту). Исследуется также разнообразная документация, используемая в строительстве: с одной стороны – документация, сопровождавшая конкретные строительные работы (проекты, сметы, договоры, сертификаты качества, акты на выполненные работы), с другой – документация нормативного характера, содержащая требования к проведению строительства (ГОСТы, СНиПы и др.).



ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ -> Судебная автотехническая экспертиза

Научной основой судебной автотехнической экспертизы (далее - САТЭ) является судебная автотехника - интеграционная отрасль судебного транспортоведения, включающая инженерные и криминалистические знания о закономерностях дорожно -транспортных происшествий (далее - ДТП), методологии их расследования и методах решения задач САТЭ. Последняя является родом судебной инженерно-транспортной экспертизы, суть которой состоит в экспертном исследовании и установлении механизмам ДТП, его обстоятельств, тёхнического состояния транспортных средств (далее - ТС) и дороги, психофизиологических характеристик его участников. Исследованию подвергаются материалы дела, результаты осмотра места происшествия, ТС, их детали, узлы и агрегаты, системы, водитель.

Предметом САТЭ являются фактические данные о технической состоянии ТС, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях и возможностях участников ДТП, механизме ДТП, об обстоятельствах, способствовавших совершению происшествия, которые устанавливает эксперт - автотехник на основе своих специальных познаний и материалов дела.

Объектами САТЭ являются ТС, их узлы, механизма, системы и детали, дорога, место ДТП, следы, оставшиеся на указанных выше объектах, водитель, материалы уголовного дела, не требующие правовой оценки.

С учётом предмета доказывания и содержания специальных познаний в САТЭ выделяются следующие виды:

- судебная экспертиза обстоятельств ДТП;

- судебная экспертиза технического состояния ТС;

- судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспорто - трассологическая экспертиза).

Каждый из указанных видов САТЭ имеет определённый круг задач, решаемых экспертизой самостоятельно, либо в комплексе с другими видами САТЭ и с экспертизами, не относящимися к классу транспортных - трассологической, медицинской, КЭМВИ, металловедческой и т.д.

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно -транспортных ситуаций, расчёт параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процесс ДГП, анализ действий и возможностей водителей.

Предметом этого вида САТЭ являются фактические данные об обстоятельствах ГЦ загруженности и техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.

Объектом судебной экспертизы обстоятельств ДТП являются данные материалов уголовного дела, не содержащие правовой оценки.



ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ -> Судебная экспертиза документов

Предметом судебно-технической экспертизы документов (СТЭД) являются фактические обстоятельства, связанные с исполнением документов, ождествлением материалов документов и средств их изготовления, устанавливаемые на основе специальных познаний. Эти познания базируются на данных криминалистической техники, синтезирующей положения физики, химии, технических и технологических наук.

Объектами СТЭД являются:

- документы;

- изделия из материалов, предназначенных для изготовления документов (бумага, материалы письма, копировальная бумага, ленты для 3 аппаратов и т.д.);

- технические средства, предназначенные для исполнения реквизитов документов (пишущие приборы, 3 аппараты, печатные формы, компостеры, средства множительной техники);

- вещества и изделия, предназначенные или использованные для изменения содержания документа (паста «Штрих), корректирующая бумага и лента, средства для удаления пятен и

- предметы, не являющиеся документами в точном смысле этого слова, но исследуемые по методикам для СТЭД (изделия из различных материалов, на которых необходимо выявить слабо-видимые и невидимые записи, установить природу красящего вещества записёй и т.д.);

- изделия из бумаги и картона. При проведении СТЭД могут решаться диагностические,

идентификационные и классификационные задачи.

диагностические задачи:

- установление способа изготовления документа;

- установление времени изготовления документа или отдельные ёго частей;

установление факта и способа внесения изменений в документ; выявление первоначального содержания документа.

Идентификационные задачи:

- установление принадлежности частей одному документу;

- идентификация технических средств, используемых для изготовления документов или внесения в них изменений;

- идентификация изделий и материалов, используемых для изготовления документов либо внесения в них изменений;

- идентификация лица, отпечатавшего машинописный документ. Классификационные задачи - установление факта принадлежности конкретного объекта к определенной группе в соответствии с существующей классификацией (например, решая классификационную задачу при исследовании машинописного текста, эксперт устанавливает класс, вид, тип и марку пишущей машины).

В отношении одного и того же документа или его фрагмента одновременно могут ставиться и решаться диагностические, идентификационные и классификационные задачи.

В настоящее время в СТЭД выделяется два основных вида исследование реквизитов документов и исследование материалов документов.

Реквизиты документа - его фрагменты: тексты, исполненные полиграфическим способом или на знакопечатающих устройствах, рукописные записи, подписи, оттиски печатей и штампов и др.

Материалы документа - материалы письма, основы документа (бумага, картон), вспомогательные материалы, травящие (смывающие) вещества.



ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ -> Судебно-бухгалтерская экспертиза

Предметом судебно-бухгалтерской экспертизы является исследуемый экспертом способ бухгалтерского учёта, установление необычных условий и приёмов совершения учетных операций и записей, места, времени, механизма, способа, качественной и количественной характеристики искажения учетных данных.

Объектом судебно-бухгалтерской экспертизы, как и всех судебно-экономических экспертиз, являются документальные данные — носители экономической информации.

Задачи судебно-бухгалтерской экспертизы подразделяют на диагностические, идентификационные и реконструкционные.

Диагностические задачи — это выявление фактов или признаков искажения учётных данных специфическими для бухгалтерского учёта приёмами, определение их характера, механизма и степени влияния на интересующие следствие (суд) показатели хозяйственной деятельности.

Идентификационные задачи — идентификация записей учётного характера, то есть определение тождества или различия черновых записей с данными бухгалтерского учёта по их смысловому и структурному содержанию.

Реконструкционные задачи — воссоздание отсутствующих либо искаженных учётных форм и систем на базе их более ранних или поздних закономерных связей и возможных путей построения учетной информации.




ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ -> Судебная компьютерно-техническая экспертиза

Необходимость в данных экспертизах обусловлена расширяющимся внедрением компьютерных технологий практически во все сферы человеческой деятельности. Выделяют два вида компьютерно-технических экспертиз: техническая экспертиза компьютеров и их комплектующих и экспертиза программного обеспечения и компьютерной информации.

Объектами компьютерно-технической экспертизы являются:

компьютеры в сборке и их системные блоки, периферийные устройства (дисплеи, принтеры, дисководы, клавиатура и др.), магнитные носители информации, распечатки программных и текстовых файлов, словари поисковых признаковых систем, классификаторы, техническая документация, электронные записные книжки, пейджеры, иные носители текстовой или цифровой информации др.




ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ -> Судебно-почерковедческая экспертиза

При расследовании и судебном разбирательстве уголовных и гражданских дел возникает необходимость установления фактов (фактических обстоятельств), связанных с исследованием рукописного текста. Установление таких фактов путём решения соответствующих почерковедческих задач является предметом почерковедческой экспертизы.

Судебное почерковедение (криминалистическое исследование письма) по своей сути является одним из видов идентификации личности путём сравнения признаков письма, отобразившихся в документе, исполнитель которого неизвестен или вызывает сомнения.

Подлежащие исследованию рукописи, составляющие содержание различных документов, могут быть исполнены на обычном (бумага) и необычном (ткань, кожа, стена, дерево, тело человека и т.д.) материале, обычными (перо, шариковый пишущий прибор, карандаш т.д.) или необычными (кисть, гвоздь, палочка и т.д.) пишущими приборами. Непосредственным объектом судебно почерковедческой экспёртизы является конкретная почерковая реализация субъекта, содержащаяся в исследуемой рукописи и называемая исследуемым объектом. Последний может представлять собой текст, краткую запись или подпись. Если содержа тельная часть исследуемого объекта зафиксирована с помощью буквенных обозначений, он именуется буквенным объектом, цифровых обозначений - цифровым объектом, одновременно буквенных и цифровых обозначений - смешанным объектом.

Рукописные тексты подразделяются по объёму на большие (более 0,5 страницы формата А4), средние (от 0,5 страницы до 10 слов) и малые (от 4 до 10 слов). Рукопись, содержащая менее 4-х слов, является самостоятельным объектом исследования - краткой записью.

Подписи могут быть исполнены от имени существующих, вымышленных или неустановленных лиц. В своем составе подписи могут содержать только буквенные знаки (буквенная подпись), только безбуквенные (штриховые) элементы (штриховая или без буквенная подпись) и одновременно буквы и штрихи (буквенно - штриховая подпись).

Задачи, решаемые при производстве судебно-почерковедческой экспертизы, подразделяются на идентификационные, диагностические и классификационные.

Решение идентификационных задач предполагает установление фактов:

- индивидуальной идентификации исполнителя рукописи;

- групповой принадлежности исполнителя рукописи по общим признакам почерка.

Задачи установления групповой принадлежности лица, исполнившего рукописный текст, в качестве самостоятельных ставятся перед экспертом редко и в идентификационном процессе решаются на этапе, предшествующем индивидуальной идентификации, так как иногда представляется возможность исключения конкретного лица из числа предполагаемых исполнителей только по общим (групповым) признакам почерка.

Решение диагностических задач направлено на установление условий (обычных или необычных), в которых исполнялась исследуемая рукопись.

В зависимости от степени выраженности диагностических признаков возможно установление:

- факта наличия или отсутствия необычности письма;

- характера необычности (постоянный или временный);

- группы естественных или искусственных факторов необычности письма;

- группы естественных внешних или внутренних необычных

факторов;

- группы искусственных факторов;

- конкретного «сбивающего» фактора.

Каждая из названных диагностических задач может быть поставлена перед экспертом вместе с идентификационной либо самостоятельно.

Из классификационных задач в настоящее время возможно решение только двух - установления пола и возраста исполнителя (при наличии достаточного объёма почеркового материала, вы полненного в обычных условиях).




ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ -> Судебно-психологическая экспертиза

Судебно-психологическая экспертиза назначается в случаях, когда при выяснении важных для дела обстоятельств, требуются специальные психологические знания. Судебно - психологическая экспертиза направлена на исследование непатологических явлений психики и поэтом и проводится преимущественно психически здоровых людей.

Судебно-психологическая экспертиза проводится амбулаторно комиссией экспертов или одним экспертом (если создание экспертной комиссии невозможно или нецелесообразно). В следственной практике иногда возникает необходимость в проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Этот вид экспертизы применяется в отношении признанных вменяемыми несовершеннолетних обвиняемых, страдающих олигофренией в степени дебильности неврозами, психопатиями, имеющих при знаки психофизического инфантилизма остаточных явлений органического поражения центральной нервной системы.

Цель комплексной психолого- психиатрической экспертизы со стоит в более дефференцированой, чем при проведении судебно – психиатрической экспертизы, оценке индивидуальной возможности несовершеннолетнего полностью сознавать значение своих действий и определении, в какой мере он мог руководит своими действиями.

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза может проводиться также в отношении свидетелей и потерпевших.

Назначение судебно экспертизы целесообразно в тех случаях, когда психическое здоровье направляемых на экспертизу, лиц не вызывает сомнения у представителей

следственных органов или подтверждено заключением судебно- психиатрической экспертизы. Поэтому судебно-психологическая экспертиза не должна предшествовать судебно-психиатрической (или проводиться параллельно с ней в рамках комплексной психолого-псикиатрической экспертизы).




ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ -> Судебно-товароведческая экспертиза

Судебно-товароведческая экспертиза решает вопросы, связанные с качеством готовых промышленных и продовольственных товаров. народного потребления, их сортами, местом изготовления, правильностью транспортировки и хранения.

Судебно-товароведческие экспертизы проводят в ряде судебно-экспертных учреждений системы МЮ РФ.

В качестве экспертов могут быть приглашены товароведыт бюро товарных экспертиз, действующих в системе министерств торговли и управлений торговли субъектов РФ, эксперты Всероссийской торговой палаты, а также товароведы соответствующих предприятий и торговых организаций, товароведы научно исследовательских учреждений, руководители и преподаватели соответствующих кафедр высших и средних специальных учебных заведений.

При подготовке товароведческой экспертизы необходимо иметь в виду, что на вопросы, которые ставят эксперту, он, как правило, может ответить, если в его распоряжении находятся со ответствующий ГОСТ или технические условия, а также необходимое для исследования количество изделий.

Во всех случаях, когда от эксперта требуется заключение, связанное с характеристикой какой-то большой партии промышленных товаров, в распоряжение эксперта следует представить, по возможности, все изделия данной партии, так как выводы суда по делу могут быть, как правило, распространены лишь на количество единиц товаров, которое было передано эксперту и им исследовалось.




ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ -> Судебно-трассологическая экспертиза

Предметом судебно-трассологической экспертизы является изучение различных следов в целях установления оставившего их объекта и определение механизма (условий) образования следов.

По предмету и используемым специальным методикам различаются следующие виды трассологических экспертиз:

- гомеоскопические — экспертизы следов человека (следов рук, ног, зубов, следов обуви, одежды, следов крови);

- механоскопические — экспертизы следов орудий и механизмов, запирающих и предохранительных устройств;

- транспортные — экспертизы следов автомототранспорта, водного и железнодорожного транспорта;

- экспертизы следов живот (экспертизы следов ног (лап, подков), следов зубов, экспертизы тавра (клейма).

Задачи судебно-трассологической экспертизы подразделяются на две группы - идентификационные и диагностические.

Идентификационные задачи - установление тождества и групповой принадлежности людей, орудий, механизмов и животных, оста вивших следы; задачи установления тождества целого по частям.

Диагностические задачи - обнаружение и фиксация следов, определение их пригодности для идентификации, установление времени и механизма образования следов, последовательности возникновения следов, последовательности возникновения следов свойств и состояния исследуемых объектов.

В последнее время при производстве экспертиз могут решаться, новые задачи ситуационные (реконструктивные) и задачи установления факта контактного взаимодействия объектов. Последние задачи относятся к интегративным и требуют участия экспертов различных специальностей в рамках производства комплексной экспертизы.




ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ -> Судебно-экологические экспертизы

Это новый, недавно формирующийся класс экспертиз по делам о нарушениях законодательства об охране природы (окружающей среды). Учитывая тот факт, что «экология» - понятие собирательное, проблема охраны окружающей среды и, следовательно, экологическая экспертиза, по своей сути являются комплексным

Предметом экологической экспертизы является антропогенное (то есть, вызванное человеком и его деятельностью) влияние на его среду обитания (атмосферу, гидросферу, литосферу). Экологические исследования, в зависимости от направления деятельности, подлежащей экспертизе, разделяют на: экологию среды, экологию биоценоза, эффективность охраны животных и растений, эффективность охраны природных ресурсов и др.

Объектами исследований при экологической экспертизе являются пробы атмосферного воздуха, почвы, воды, изъятые на местах загрязнений, выбросов отходов, образцы флоры и фауны, поражённые вредным воздействием промышленных предприятий, различная техническая документация, технологические регламенты и др.

Следует отметить, что экологические экспертизы проводят не только в связи с возбуждением уголовных дел, но и при решении вопросов, связанных с размещением новых строительных комплексов, различных производство вредными отходами и т.п.

В ходе экологических экспертиз решаются вопросы, связанные с экономическими, технологическими, социально биологическими, медицинскими, административными и хозяйственны ми аспектами. Указанные вопросы предопределяют комплексный характер и конкретный состав экспертной комиссии.




ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ -> Техническая экспертиза документов

Судебная финансово-экономическая экспертиза назначается при расследовании налоговых правонарушений, хищений, должностных и хозяйственных преступлений, сопряжённых с мошенническими способами получения кредитов, лжепредпринимательством, ложным или злостным банкротством, валютными и другими злоупотреблениями в сфере финансов и др.

Предметом судебной финансово-экономической экспертизы является комплекс обстоятельств дела, устанавливаемый в отношении финансовых операций и финансовых показателей деятельности предприятия (фирмы, организации), а также фактические данные, характеризующие образование, распределение и использование доходов и денежных фондов, негативные отклонения в этих процессах, повлиявшие на показатели хозяйственной деятельности или способствовавшие совершению правонарушений, связанных с несоблюдением финансовой дисциплины.

Финансово-экономические экспертизы назначают для анализа финансовых результатов и определения финансового состояния предприятия, для определения размера неправомерно полученных доходов в результате несоблюдения правил совершения финансовых операций, скрытой от государства прибыли, необоснованных отчислений в денежные фонды и т.д.

Финансово-экономическая экспертиза решает только диагностические задачи.



ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ -> Транспортно–трассологическая экспертиза

Объектами транспортно - трассологической экспертизы являются различные предметы вещной обстановки дорожно - транспортного происшествия (транспортные средства и их дета ли, следы контактного взаимодействия транспортных средств с другими транспортными средствами или иными объектами, следы колес (гусениц) транспортных средств предметы одежды пострадавших, фотоснимки картины дорожно-транспортного происшествия, материалы уголовного дела).

Задачами транспортно-трассологической экспертизы являются установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, участвующего в дорожно – транспортном происшествии (идентификационные задачи); определение механизма происшествия в целом или отдельных его фаз на основе изучения следов транспортных средств, следов на транспортных средствах, на отделившихся частях и деталях транспортных средств (диагностические задачи).


Наши специалисты окажут Вам квалифицированную помощь в решении этих и многих других вопросов, связанных с открытием и сопровождением бизнеса

350020, г. Краснодар ул. Северная, 324 (между ул. Кирова и ул. Октябрьской) офис 35 тел.: (861) 26-99-758, +7-918-499-20-94, +7-988-594-88-80, +7-918-238-20-58
Hosted by uCoz